Россия за 10 месяцев 2020 года экспортировала в Китай более 3,7 млн тонн продовольственных товаров на сумму $3,2 млрд, что на 24% больше показателя аналогичного периода 2019-го. Это следует из сообщения подведомственного Минсельхозу центра «Агроэкспорт».
Китай сохраняет статус крупнейшего импортера российской продукции агропромышленного комплекса с долей 14% от всего отечественного агроэкспорта (без учета стран ЕАЭС за сентябрь – октябрь). В частности, КНР является ведущим покупателем российской рыбы, соевых бобов, подсолнечного, рапсового и соевого масел, мяса птицы и говядины, пшеничной муки.
Драйверами роста российского агроэкспорта в этом году остаются масложировая и мясная продукция. Так, поставки подсолнечного масла увеличились в 2,2 раза в годовом отношении до $447 млн (629 тыс. тонн), благодаря чему Китай в этом году вышел в лидеры среди импортеров российского подсолнечного масла.
Экспорт соевого масла вырос в 1,8 раза до $213 млн (290 тыс. тонн), рапсового – на 30% до $179 млн (205 тыс. тонн). В начале года аккредитацию получили российские экспортеры шрота, за 10 полных месяцев на китайский рынок поставлено 26 тыс. тонн этой продукции на сумму $12 млн. Кроме того, на 27% до $201 млн, вырос экспорт соевых бобов, в 2,5 раза до $89 млн – семян рапса, на 13% до $65 млн – мясной муки, на 48% до $71 млн – семян льна.
Китай – один из крупнейших покупателей российской масложировой продукции, если спрос не снизится, можно ожидать, что страна сохранит лидерство в этом сегменте, считает исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев. «За последние три года объем поставок вырос в разы, и причина кроется как в тенденции к увеличению потребления подсолнечного масла среди китайцев, так и грамотно выстроенной тактике наших компаний. Стоит отметить, что китайский бизнес проявляет заинтересованность в импорте не только соевого и подсолнечного масла, но также и рапсового, льняного», – отметил Мальцев.
Как пояснила «Агроинвестору» руководитель центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко, Китай первым столкнулся с пандемией коронавируса и первым же вышел из кризиса. По словам Снитко, КНР – единственная страна, сохранившая положительный темп роста ВВП, около 1% год к году. «В ситуации, когда на глобальных рынках источников роста спроса почти нет, а цены на многие товары упали, Китай еще летом стал наращивать покупки различного сырья. В этом я вижу основную причину роста экспорта продовольствия из России в Китай», – считает эксперт.
Китай – второй в мире импортер продовольственных товаров после США. По данным ITC Trade Map, в 2019 году в страну было ввезено продукции АПК стоимостью $140 млрд.
По оценке «Агроэкспорта», Россия имеет потенциал дальнейшего расширения экспорта рыбной, масложировой, мясной и молочной продукции. В том числе в ближайшие годы можно ожидать рост экспорта основных видов растительных масел (подсолнечного, соевого, рапсового), шротов и жмыхов, а также сырья для масложировой промышленности (соевые бобы, семена рапса). Перспективными продуктами для китайского рынка также являются сахар, кондитерские изделия, зерновые и бобовые культуры, продукты перемола.